Продолжаю выкладку:
Ноябрь 1941 Конец «Осени без Императора». «Оккупация идей», «Оккупация без оккупантов» или «Оккупация лайт» в различных источниках.
1 Ноября. Полиция Токио временно берет на себя функции военной полиции в полном объеме. Ходят слухи о «Новом Синсенгуми».
После недолгого следствия — «казнь 1000 офицеров» (точнее, их было 1054). Отдельно — казнь Хидеки Тодзио и Мацуоки Ёсукэ. Просьбы Тодзио об аудиенции или, хотя бы, о возможности покончить с собой не нашли понимания. Мацуока выглядит больным и раздавленным.
2 Ноября. Собрано Совещание Двора, Правительства и Ставки (образована в 1938 году в связи с войной в Китае).
Принц Коноэ решительно выступает против засилья политизированной военщины и больших влиятельных корпораций (гумбацу в вооруженных силах и дзайбацу в экономике), а а также заявляет о намерении более эффективно и смело реализовывать КВР.
Он, возможно, говорит совершенно искренне, но Коноэ лично за год до того привел в высшую политику страны Тодзио и Мацуоку «для установления политического баланса и укрепления обороноспособности». Коноэ Фумимаро вечно не везло. Отпрыск ветви дома Фудзивара, с некоторыми перерывами определявшего судьбу Японии уже более тысячелетия, несколько раз имевший возможность совершить нечто заметное, он, тем не менее, регулярно оказывался на политической обочине. Теперь у него появился шанс
При этом, Коноэ совершенно не представляет себе, чем заменить дзайбацу, чтобы не потерять экономический потенциал и без того не слишком высокий в среднем по отраслям. В итоге, в экономике принимаются сравнительно осторожные меры, которые в данной политической ситуации могут иметь лишь ограниченную эффективность.
Япония остро нуждается в новых значимых людях в политике, в экономике и в делах обороны, взамен Коноэ, по привычке, предлагает только фразу, которая как бы автоматически, по праву его «рождения в причастности к власти», должна воплощаться в жизнь.
Правда, выступающий за ним Кидо более внятно объявляет линию на сочетание «дешевого» малого бизнеса и ФПГ (тех же Дзайбацу), что должно расширить внутренний рынок, выжатый как лимон изъятием долларов у населения, с одновременным сокращением заработной платы и инфляцией, быстро снижавшей в 32-39 гг стоимость японского экспорта.
Кроме того, он объявляет об ограничениях полномочий Плановой палаты правительства, которая склонна сотрудничать лишь с самыми мощными секторами экономики (военной индустрией, если говорить прямо)
Ранее Плановая палата не только сводила интересы военных и корпораций, но и выступала главным организатором двух трудовых армий — индустриальной – «Ассоциация служения отечеству через производство» и аналогичной аграрной). Обе Ассоциации распущены.
В дальнейшем, гражданские органы экономического управления и контроля, вне войны, более не могут произвольно использовать административные методы в отношении населения. (Эта мера в целом, исключает самую основу использования Плановой палаты со стороны военных и нарушает их организационные связи с дзайбацу).
Верные Решения начинают проводиться в жизнь с декабря 1941 года.
В целом, в экономике предполагается система мер «в стиле Макартура», ставшая известной благодаря хроноклазму и скорректированная с учетом текущего момента.
Узнав об этом, Макартур, уже усвоивший информацию о своих действиях, провалах и успехах в «прошлой» войне США на Тихом океане, высказался «для прессы» не стесняясь: «Джапы используют мои идеи и не платят мне ни цента! Что, хроносуверенитет распространяется и на макак???»
В области военно-административной, военно-бюрократической, Коноэ и его соратники чувствуют себя гораздо более уверенно (особенно учитывая разгром мятежа). Тут их решения и поручения отличаются достаточной конкретикой и точностью. По сути, втихомолку совершается новая политическая революция.
На закрытом заседании кабмина по поводу проводимых реформ и их соответствия КВР Коноэ говорит:
«Если мы сами примем и исполним верные решения в интересах Японии, нам, может быть, не придется выносить невыносимое и выполнять через несколько лет «рекомендации» командующего чьей-нибудь оккупационной армией»
Созданы Постоянные Комитеты кабинета министров.
В отличие от прежних аналогичных структур, заседания по общим вопросам военного строительства, экономики, чрезвычайных ситуаций, общей и государственной безопасности проводятся в присутствии пяти ключевых министров и лидеров парламентской оппозиции.
Пока новый парламент в условиях «Осени без императора» не может быть сформирован, приглашены лидеры крупнейших партий (выборы решено провести в марте 42 года). Принято также негласное положение о том, что военные чины, включая высших командующих, могут работать в составе Постоянных комитетов исключительно на правах консультантов.
Цель — интегрировать оппозиционеров в систему традиционной власти ввести их в курс проблем военного управления и, в принципе, получить дополнительный рычаг воздействия на них: в случае их попыток снять с себя ответственность за те или иные решения правительства, они больше не смогут выступить независимой силой.
Более того, их личные интересы теперь обеспечивают блокирование попыток влияния на правительство извне сложившейся системы (например со стороны возможных радикалов с любого края спектра).
Список Постоянных комитетов:
Военный — высший контрольный и регулирующий орган по военно-административным вопросам.
Общей безопасности — высший контрольный и регулирующий орган по вопросам деятельности Национальной Полиции, а также Общей разведки и контрразведки (последняя служба создана в статусе Департамента канцелярии Премьер-министра).
Справедливой торговли (антимонопольная и контрольно-ревизионная структура)
Земельный (урегулирование земельных споров)
Столичной зоны (вопросы безопасного развития области Токио-Осака)
Плановая палата на правах Постоянного комитета (экономическое планирование).
В числе приоритетов Военного комитета:
Принято решение о создании Временной Комиссии для скорейшей выработки подходов к формированию Новой Армии (неофициально — «Новой Новой Армии» или «Армии Верных Решений»), ее вооружению и оснащению, а также Нового Флота и ВВС (поскольку самостоятельных ВВС в японских вооруженных силах ранее не было, то термин «новый» по отношению к ним не употребляется).
Важнейший шаг — создание самостоятельных ВВС и соответствующего министерства с правами, аналогичными флотским.
Речь идет также о переформировании военных разведывательных и контрразведывательных органов.
С учетом решающей роли флота в подавлении мятежа, морской генеральный штаб сам может определять свои приоритеты развития, вынося их на обсуждение Временной Комиссии кабмина. В том числе, Флот получает право самостоятельно работать со «сведениями о верных решениях» и осуществлять контакты с ЕАС (под присмотром собственной и общей. а также — внешней контрразведки управления Общей разведки).
Формируется Министерство Военного Снабжения, чьи полномочия распространяются на любые ресурсы, предназначенные для всех видов ВС. Собственно, это министерство и играет роль Министерства обороны в плане распределения ресурсов, согласования военных программ и развития ВС в целом. А в военное время — и координации военных планов за счет выделяемых той или иной группировке ресурсов. Решено, что главой этого министерства может быть исключительно штатский человек.
Кэмпейтай распущена полностью. Все высшие и значительная часть старших офицеров арестована и находится в заключении.
Военные контрразведывательное службы видов ВС, объединены с разведкой видов вооруженных сил и остаются в подчинении соответствующих Министерств: Армии, Флота и нового Министерства Авиации, контрольные функции получает Военный комитет кабмина, он же и координирует военное разведывательное сообщество. Помимо собственно министров видов ВС, по видам ВС назначены секретари Военного комитета в ранге государственных министров.
Армия – Министр Хомма Масахару, Секретарь Хитоси Имамура
Флот – Министр Кога Минэити, Секретарь Окада Кэйсукэ
ВВС – Министр Хата Сюнроку, Секретарь Нисидзо Цукахара
В общем-то все было ясно. Вооруженные силы лишились полного доверия двора и секретари должны были стать контролерами для военных. Смягчая реакцию, Коноэ отдал и все военные должности действующим военачальникам (Только адмирал Окада был в отставке)
Ввести единое Министерство Обороны, объединить министерства, как и штабы видов ВС, Коноэ не решился, опасаясь и резкого недовольства уже всех военных одновременно, и переноса административной войны за власть в стены ведомства, которое не может быть полностью «прозрачным» по своей природе, а следовательно, до появления у рычагов власти в ВС нового поколения военных, ситуация легко может стать опасной вновь.
В общем итоге происшедших потрясений, вооруженные силы все же получили на основе КВР более адекватную систему управления и снабжения (хотя и не избавились полностью ни от традиционных проблем соперничества, ни от претензий на подавление всех правящих сообществ). Однако, во всяком случае, они уже лишились прямого силового влияния «на школы, улицы и заводы», то есть на гражданское население страны и ресурсы промышленности.
Осталось регулярной бюрократической и полицейской деятельностью разорвать неформальные связи гумбацу и дзайбацу, обеспечивавшие в минувшие несколько лет практически полную милитаризацию государства и экономики.
Правящие бюрократы приобрели при этом мощный рычаг воздействия на амбиции военных, щит против мятежных настроений в вооруженных силах и в обществе, а также дополнительные каналы информации для более достоверной оценки как международной обстановки, так и внутренней ситуации в стране.
Прерогативы же Императора, как верховного главнокомандующего и императорской Ставки, как основного источника стратегических и оперативных решений ведения войны под сомнение поставлены не были. Высшим звеном управления вооруженных сил остаются совместные заседания Императорской ставки, Военного комитета и представителей министерств ВС.
В общем-то, по итогам войны и мятежа можно было сказать о благоприятном исходе «Осени», может быть, о наилучшем из возможных. Коноэ же получил искомый «баланс сил» и мог упиваться чувством глубокого удовлетворения.
Решения по линии Комитета Общей безопасности:
Полиция, своей стойкостью и верностью служебному долгу, сыгравшая важную роль в срыве мятежа именно в первые, критические часы, награждена императором и также получает допуск к «сведениям о верных решениях» и к прямым контактам с ЕАС.
Полицейское Бюро выведено из состава Министерства внутренних дел, структурно расширено и в статусе Национального Полицейского Департамента (НПД) переподчинено Постоянному Комитету.
Токийская столичная полиция в статусе отдельного управления НПД полностью отвечает за безопасность в Токио с апреля 1942.
В том же статусе начало работать Национальное управление защиты конституции (как это ни странно, конституция в Японии того времени существовала уже заметно более полувека, со времен гэнро ее уважали, как важный инструмент создания новой Японии, но практически она не действовала с конца 20-х из-за многочисленных ограничительных законов, принятых под мощным давлением гумбацу).
Аналогично реорганизуется местная полиция. В префектурах созданы Полицейские департаменты и местные комитеты общей безопасности. Координацию осуществляет министр по Делам Местного Самоуправления. Этот министр одновременно является членом Постоянного Комитета Общей безопасности.
В прямом подчинении МВД остались пожарные части и спасательные службы, как добровольные, так и военизированные, что в условиях Японии было отнюдь не «вспомогательным» делом.
В ходе дальнейшего анализа ситуации оценена вероятность фатального отставания на весь обозримый период от сильных евроконтинентальных держав, оказавшихся под «русским зонтиком», а также от североатлантических держав совокупно с Канадой и Австралией.
Оценена вероятность и потенциал сотрудничества с ЕАС в реконструкции основных предприятий и создания новых отраслей промышленности, а также в военной сфере. Предложено сформировать представительную делегацию с необходимыми полномочиями в часи заключения экономических соглашений и направить ее в ЕАС.
Оценен потенциал внешней торговли в плане восполнения ресурсов недостающих для успешного развития или для подготовки к войне. При этом стало уже совершенно очевидно, что война с США не выглядит адекватно в ближайший год-два несмотря на возможное дальнейшее ухудшение отношений на Североатлантическом направлении, а значит, самые общие планы, актуальные до 22 июня 41 года, должны пересматриваться.
Руководство делегации представляло Министерство иностранных дел и плановую палату, в частности, министр иностранных дел Сиратори Тосио, лично.
В состав делегации вошли:
От «Мицуи», «Сумимото», «Ясуда» и еще нескольких групп - личные представители владельцев
Аналогично от новых Дзайбацу, потерявших опору в лице армейцев. Например – от «Ниссан»
От «Мицубиси» – сам глава и владелец Коята Ивасаки.
От JVC - доктор Кэндзиро Такаянаги, приглашенный на работу в компанию на правах «научного директора» в рамках КВР.
Кроме того, поехал Коносукэ Мацусита, основатель и владелец компании «Мацусита Дэнки». Он ехал и как предприниматель, занимающийся перспективным делом – компактными электромоторами и прочей электротехникой, и как лидер основанного им же «Движения за Мир и Счастье через Процветание»
Отредактировано Бывший (2012-09-28 15:02:55)